Производственная Компания МДН-Пром
|
|
Когда-то, более двух десятков лет назад, выпускалась серия книг «Классики и современники». В ней выходили произведения как заслуженных мастеров прозы и поэзии, так и авторов более современных. Т.е. нынешние (на тот момент) творцы ставились в один ряд с классиками «золотого» и «серебряного» века русской литературы, среди которых встречались такие знаменитые фамилии, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Булгаков, Ахматова, Гумилев, Маяковский, Мандельштам. Список можно продолжать, только дело здесь совсем не в знании и перечислении этих светлых имен. Вопрос в следующем: что такое смогли сделать современники, чтобы встать в один ряд с гениями прошлого? Какие современные леса они смогли подобрать к домам литературных критиков?
Как принято восклицать в интеллигентных кругах: «О времена! О нравы!» Да, нравы всегда были иные – под стать самой эпохе. Соответственно, искусство играло роль некоего зеркала, в гротескных (а порой и вполне документальных) формах отражавшего действительность. И литература этой тенденции также избежать не смогла. В период «золотого века» литературные сюжеты пестрели темами и чаяниями царской России: тяжелым положениям крестьянства, первыми революционными настроениями, проблемами внешней и внутренней политики, жизнью дворянства и, конечно же, любовными историями вперемешку с шутками на злобу дня. Подобные настроения подхватывала и архитектура, то и дело окружаемая классическими лесами.
«Серебряный век» – это уже стык веков, крепостного права нет, да и многие вопросы, мучившие прогрессивные умы в период «золотого века», решены при помощи реформ и иных преобразований. Вместе с тем, революционные настроения нарастали, вовсю гремела Первая мировая война, и вот-вот близилось падение самодержавия, на смену которому шла еще менее совершенная и во многом утопическая модель социалистического устройства мира. В общем, этот период в истории отечественного искусства часто именуют словом «декаданс», т.е., дословно, «упадок». Никакие надежные долговечные леса уже не могли остановить сыпучесть здания царского режима. Упадок наблюдался во всем. Появилось целое потерянное поколение, которое не знало, куда себя деть, так как старые идеалы стремительно теряли свою актуальность, а новые еще не успели зародиться. Поэтому появилась так называемая богема, где люди просто прожигали свою жизнь, пытаясь искусственно разнообразить ее при помощи алкоголя, сигарет, наркотиков, беспорядочных связей, интриг и т.д. И все эти настроения проникали и проникали в искусство.
Современные советские авторы, стало быть, тоже сумели отразить актуальные чаяния поколений в своих произведениях. Советский период истории 60-х ,70-х и начала 80-х годов – это эпоха оптимизма и кажущегося процветания. Велось бурное строительство, везде высились современные леса, классические леса и другие приспособления, а трудовой народ был полон энтузиазма и решимости найти заветный «светлый путь». «Следующее поколение будет жить при коммунизме» - вещали надписи на фасадах и крышах зданий. Однако надежные долговечные леса строек коммунизма на деле оказались не более чем очередным зыбким миражом. Впрочем, этот мираж породил огромное количество шедевральных кинокартин и, конечно же, литературных произведений.
Внимание: все материалы/статьи (включая любые текстовые и графические элементы), размещенные на данном сайте, являются результатом труда и собственностью создателей сайта. Копирование, в том числе частичное, запрещено. Нарушение авторских прав контролируется и преследуется по закону!!!